Доступная среда
В соответствии с Уставом ФКПОУ «ОГЭКИ» Минтруда России основными целями деятельности образовательного учреждения являются, в том числе:
— профессиональная реабилитация и рациональное трудоустройство инвалидов и (или) граждан с ОВЗ;
— проведение мероприятий по медико-социальной реабилитации обучающихся инвалидов и (или) граждан с ОВЗ;
— реализация ИПРА инвалидов, выдаваемых федеральными казенными учреждениями МСЭ.
Для реализации установленных Учредителем целей деятельности колледжа, в 2017 году разработаны и утверждены программы комплексного сопровождения обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ. Программы рассчитаны на 2017- 2020 гг. и включают в себя:
— восстановительные медицинские мероприятия;
— профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
— социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
— физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
С целью реализации ИПРА и заключений ПМПК в колледже созданы условия для оптимального развития, качественного обучения, успешной интеграции в социуме обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.
Технология работы по комплексной реабилитации, согласно вышеперечисленным программам включает в себя основные этапы:
Основные этапы работы | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Прием обучающихся | профориентационная работа | февраль — август | Приемная комиссия |
Адаптационный период | — изучение ИПРА, заключений ПМПК; — мониторинг успеваемости по результатам входного контроля;
— социально — психологические исследования; — проведение ПМПК (определение списка «тревожных» студентов); — формирование банка сведений обучающихся, нуждающихся в создании специальных условий для обучения, проведения текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации, организации практик; — формирование банка сведений обучающихся, имеющих противопоказания и ограничения к выполнению физических упражнений с учетом заболевания |
август — сентябрь | Психолого-медико-педагогический консилиум; Совет по реабилитации |
Углубленная диагностика «тревожных» студентов | определение реабилитационного потенциала студента | сентябрь октябрь | Психолого-медико-педагогический консилиум; Совет по реабилитации |
Составление индивидуальных маршрутов комплексного сопровождения | проведение Совета по реабилитации, выдача маршрутов студентам, разработка индивидуальных образовательных программ | октябрь | Психолого-медико-педагогический консилиум; Совет по реабилитации |
Процесс комплексного сопровождения
|
мероприятия медицинского, профессионального, социального, психолого – педагогического сопровождения, физкультурно-оздоровительные мероприятия | сентябрь-июнь | Психолого-медико-педагогический консилиум; Совет по реабилитации Специалисты колледжа |
Мониторинг комплексного сопровождения | анализ достигнутых индивидуальных результатов студентов, корректировка маршрутов | июнь | Психолого-медико-педагогический консилиум; Совет по реабилитации |
Содействие в трудоустройстве | работа с социальными партнерами | в течение года | Служба содействия в трудоустройстве |
Управление процессом комплексной реабилитации в колледже осуществляют:
— Совет по реабилитации – представительный орган, созданный для координации деятельности всех подразделений и служб колледжа по созданию специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, определения оптимальной траектории реабилитации и абилитации инвалидов;
— Медико-психолого-педагогический консилиум (МППК), основными направлениями деятельности которого являются выявление характера и причин отклонений в обучении и поведении обучающихся (групп);
— практическое решение и предупреждение проблем дезадаптации обучающихся;
— принятие коллективного решения о специфике содержания образования и воспитания для обучающегося (группы обучающихся);
— выявление актуальных и резервных возможностей развития обучающихся;
— определение и конкретизация специальных условий, содержания и способов организации психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями и т.п.
В настоящее время происходит совершенствование системы психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся в освоении основных профессиональных образовательных программ и социальной адаптации через:
— проведение психолого-педагогической диагностики для оценки адаптированности к условиям образования;
— проведение коррекционно—развивающих занятий с обучающимися, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации;
— содействие обучающимся в профессиональной ориентации, в планировании профессиональной карьеры.
В колледже созданы специальные условия обучения для лиц с различными нозологиями, что подтверждает:
— наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
— обеспечение инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
— проведение инструктирования и обучения сотрудников, по работе с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг;
— предоставление обучающимся — инвалидам по слуху при необходимости услуги переводчика русского жестового языка;
— наличие портативной информационной индукционной системы (переносная панель со встроенным микрофоном) для слабослышащих;
— наличие адаптированных программ по основным нозологиям, включающих сведения о создании специальных условий для обучения, проведения текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации, организации практик; по каждой нозологии для каждого обучающегося;
— наличие луп с подстветкой, наклеек на клавиатуры с азбукой Брайля (2 кабинета) для слабовидящих студентов.
— разработка и использование адаптированных КОСов;
— оснащение экраном или интерактивной доской практически всех аудиторий колледжа;
— адаптация официального сайта колледжа, лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
— предоставление услуг тьютора.
Анализ представленных показателей позволяет сделать вывод о повышении качества комплексного сопровождения в условиях реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации за счет создания специальных условий для получения образования нуждающихся в таких условиях обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования